Для кого эта статья:
- Ученики 9 класса российских школ, готовящиеся к контрольным и ОГЭ по английскому
- Родители учеников 9 класса, поддерживающие ребёнка в подготовке
- Учителя английского языка, ищущие дополнительные материалы для 9 класса
- Репетиторы и наставники, курирующие подготовку к экзаменам по английскому
Ключевые выводы из статьи:
- Систематическая подготовка по 30 минут в день более эффективна, чем интенсивные занятия перед экзаменом
- Знание алгоритмов решения типовых заданий помогает избежать 80% ошибок в тестах
- Активная отработка устной речи и аудирования критически важны для успешной сдачи ОГЭ
- Ведение дневника ошибок и трекера прогресса повышает результативность изучения в 2-3 раза
Экспресс-план подготовки к контрольным и экзаменам
Чек-лист за 7 дней до контрольной
Системный подход к изучению английского языка особенно важен на завершающем этапе школьного обучения. Если вы серьёзно готовитесь к учёбе и хотите получить максимальные результаты, рекомендуем изучить программу
английского языка для старшеклассников. Здесь вы найдёте структурированные материалы, тренировочные тесты и персональные рекомендации от опытных преподавателей, которые помогут вам уверенно написать контрольную и подготовиться к экзаменам.
День |
Задачи |
Время |
Результат |
День 1 |
Повторение времён глаголов, решение 10 тестовых заданий |
45 мин |
Выявление слабых мест |
День 2 |
Условные предложения + фразовые глаголы |
40 мин |
Закрепление правил |
День 3 |
Словообразование, аудирование (2 текста) |
35 мин |
Тренировка восприятия на слух |
День 4 |
Чтение с пониманием, анализ ошибок |
40 мин |
Освоение техники сканирования |
День 5 |
Письменные задания: письмо + эссе |
50 мин |
Отработка структуры |
День 6 |
Устная речь: монолог и диалог |
30 мин |
Преодоление языкового барьера |
День 7 |
Полный тест в условиях экзамена |
60 мин |
Готовность к контрольной |
Что повторить за неделю до ОГЭ (демо-версия)
Основные блоки для повторения:
- Грамматический блок: все времена активного и страдательного залога, модальные глаголы, условные предложения 0-3 типов
- Лексический блок: 20 самых частых фразовых глаголов, словообразование (суффиксы -tion, -ly, -ful, префиксы un-, dis-, re-)
- Функциональный блок: алгоритмы решения заданий по чтению, аудированию, письму
- Устный блок: шаблоны для монологических высказываний по всем темам кодификатора
Схема распределения времени: 30 минут в день
15 минут - повторение новых слов с карточками
210 минут - грамматические упражнения (фокус на одной теме)
310 минут - практика навыков (чтение/аудирование попеременно)
45 минут - говорение (описание картинки или мини-диалог)
Ключевая грамматика 9 класса с практическими примерами
Времена глаголов: быстрое повторение
Время |
Формула |
Маркеры времени |
Пример |
Present Simple |
V / V+s |
always, usually, often, never |
I study English every day. |
Present Continuous |
am/is/are + V-ing |
now, at the moment, look, listen |
I am studying English now. |
Present Perfect |
have/has + V3 |
already, just, yet, ever, never |
I have just finished my homework. |
Past Simple |
V2 / V-ed |
yesterday, ago, last week |
I studied English yesterday. |
Future Simple |
will + V |
tomorrow, next week, in 2025 |
I will study English tomorrow. |
Типичные ошибки 9-классников: путаница между Present Perfect и Past Simple. Запомните: Present Perfect связывает прошлое с настоящим, а Past Simple описывает завершённое действие в прошлом.
10 предложений для самопроверки
- I _____ (live) in Moscow for 5 years. (Present Perfect)
- She _____ (watch) TV when I called her. (Past Continuous)
- We _____ (go) to the cinema next Friday. (Future Simple)
- They _____ (already/finish) their project. (Present Perfect)
- He _____ (not/like) spicy food. (Present Simple)
- Look! It _____ (rain) outside. (Present Continuous)
- I _____ (meet) him last week. (Past Simple)
- By tomorrow evening we _____ (complete) all tasks. (Future Perfect)
- She _____ (study) English since she was 7. (Present Perfect Continuous)
- If I _____ (have) time, I will help you. (Present Simple in if-clause)
Условные предложения (Conditionals)
3 типа условных предложений: правила + примеры
Тип |
Условие |
Главная часть |
Пример |
Когда используем |
0 тип |
If + Present Simple |
Present Simple |
If you heat water, it boils. |
Законы природы, общие истины |
1 тип |
If + Present Simple |
will + V |
If it rains, I will stay home. |
Реальные условия в будущем |
2 тип |
If + Past Simple |
would + V |
If I were rich, I would travel. |
Нереальные условия в настоящем |
3 тип |
If + Past Perfect |
would have + V3 |
If I had studied, I would have passed. |
Нереальные условия в прошлом |
Шаблоны для устных ответов
Выражение мнения:
"If I were to choose, I would..."
"If I had the opportunity, I would..."
Сожаление о прошлом:
"If I had known that, I wouldn't have..."
"I wish I had..."
Планы на будущее:
"If everything goes well, I will..."
"Unless something unexpected happens, I will..."
Гипотетические ситуации:
"If I were in your place, I would..."
"If I could change anything, I would..."
Модальные глаголы и их эквиваленты
Can, could, be able to: когда что использовать
Глагол |
Значение |
Время |
Пример |
can |
способность, умение |
настоящее |
I can swim very well. |
could |
способность в прошлом, вежливая просьба |
прошлое/настоящее |
I could play piano when I was 5. Could you help me? |
be able to |
способность (формальный стиль) |
любое время |
I will be able to speak English fluently. |
Must, have to, should: различия с примерами
- Must - личное убеждение говорящего: "You must see this film!" (Ты обязательно должен посмотреть этот фильм!)
- Have to - внешнее принуждение: "I have to wear uniform at school." (Я должен носить форму в школе.)
- Should - совет, рекомендация: "You should study more if you want to pass the exam." (Тебе следует больше заниматься, если хочешь сдать экзамен.)
Страдательный залог (Passive Voice)
Формула образования для всех времен
Время |
Активный залог |
Страдательный залог |
Пример |
Present Simple |
They build houses |
am/is/are + V3 |
Houses are built every year. |
Past Simple |
They built a house |
was/were + V3 |
The house was built in 1990. |
Present Perfect |
They have built |
have/has been + V3 |
The house has been built. |
Future Simple |
They will build |
will be + V3 |
The house will be built next year. |
Когда использовать Passive Voice
- Когда важно действие, а не тот, кто его выполняет: "English is spoken all over the world."
- Когда неизвестно, кто выполняет действие: "My bike was stolen yesterday."
- В формальном/научном стиле: "The experiment was conducted successfully."
- Для описания процессов: "Bread is made from flour, water and yeast."
Словарный запас по основным темам программы
Темы устной части ОГЭ
Семья и друзья: 50 ключевых фраз
Описание семьи:
• close-knit family - дружная семья
• extended family - расширенная семья
• nuclear family - нуклеарная семья
• family bonds - семейные узы
• breadwinner - кормилец
Отношения с друзьями:
• lifelong friend - друг на всю жизнь
• fair-weather friend - ненадёжный друг
• to have a lot in common - иметь много общего
• to get along well - хорошо ладить
• to fall out with someone - поссориться
Качества характера:
• reliable - надёжный
• trustworthy - заслуживающий доверия
• supportive - поддерживающий
• understanding - понимающий
• loyal - верный
Школа и образование: готовые клише
Для описания школьной жизни:
- "Our school provides excellent educational opportunities..."
- "The curriculum includes both core and elective subjects..."
- "Teachers use modern teaching methods to engage students..."
- "Extracurricular activities play an important role in our school life..."
- "The school prepares us well for future challenges..."
Фразовые глаголы для 9 класса
20 самых частых фразовых глаголов в тестах
Фразовый глагол |
Значение |
Пример |
Синоним |
look after |
заботиться о |
She looks after her younger brother. |
take care of |
give up |
бросать, сдаваться |
He gave up smoking last year. |
quit |
turn up |
появляться |
He turned up at the party unexpectedly. |
arrive, appear |
put off |
откладывать |
We put off the meeting until next week. |
postpone |
get along |
ладить |
I get along well with my classmates. |
have good relations |
Секрет изучения фразовых глаголов - контекст. Не зубрите списки, а запоминайте фразовые глаголы в предложениях и ситуациях.
Словообразование
Основные суффиксы и префиксы
Аффикс |
Часть речи |
Значение |
Примеры |
-tion |
существительное |
действие, процесс |
education, information, celebration |
-ly |
наречие |
образ действия |
quickly, carefully, slowly |
-ful |
прилагательное |
полный чего-либо |
helpful, useful, successful |
un- |
отрицание |
не-, без- |
unhappy, uncertain, unfair |
re- |
повторение |
пере-, снова |
rewrite, rebuild, return |
Алгоритм решения заданий на словообразование
1Определите часть речи нужного слова по контексту
2Проверьте, нужна ли отрицательная форма
3Подберите подходящий суффикс или префикс
4Проверьте правописание получившегося слова
Форматы заданий: пошаговые алгоритмы решения
Задания на грамматику и лексику
Как заполнять пропуски: 3-шаговый алгоритм
Шаг 1: Анализ контекста
- Читаете предложение целиком
- Определяете, какая часть речи нужна
- Ищите временные маркеры
Шаг 2: Грамматический анализ
- Если это глагол - определяете время и залог
- Если прилагательное/наречие - степень сравнения
- Если существительное - единственное или множественное число
Шаг 3: Проверка
- Подставляете ответ в предложение
- Проверяете смысл и грамматику
- Читаете предложение вслух - оно должно звучать естественно
Чтение с пониманием
Техника быстрого сканирования текста
Эффективная работа с текстом начинается с правильной стратегии. Сначала просмотрите весь текст за 30 секунд, обращая внимание на заголовки, первые предложения абзацев и выделенные слова. Затем прочитайте вопросы - это поможет вам понять, на что обращать внимание при детальном чтении.
Последовательность действий:
- Предварительное сканирование (30 сек) - общее представление о тексте
- Чтение вопросов (1 мин) - понимание задач
- Поиск ключевых слов (2-3 мин) - нахождение релевантных отрывков
- Детальное чтение нужных частей (3-4 мин) - анализ конкретной информации
- Проверка ответов (1 мин) - сопоставление с текстом
Письменная часть
Структура личного письма: шаблон
Адрес отправителя (правый верхний угол):
Moscow, Russia
15 November 2024
Обращение:
Dear [имя друга],
Вступление:
Thanks for your letter. It was great to hear from you again. Sorry I haven't written for so long, but I've been really busy with my studies.
Основная часть (3 вопроса + 3 ответа на вопросы друга):
You asked me about... / In your letter you wanted to know...
Заключение:
Well, I must finish now as I have to do my homework. Write back soon!
Подпись:
Love, / Best wishes,
[Ваше имя]
Устная речь: преодолеваем страх говорения
Монологическое высказывание
3-минутный рассказ: структура и примеры
Дополнительные материалы для изучения
Для более глубокого погружения в английскую грамматику и развития навыков рекомендуем ознакомиться с международными образовательными ресурсами:
Стандартная структура монолога для ОГЭ:
Часть |
Время |
Содержание |
Примеры фраз |
Введение |
30 сек |
Представление темы |
"I'd like to talk about..." / "The topic I want to discuss is..." |
Основная часть |
2 мин |
Раскрытие 2-3 аспектов |
"First of all..." / "What's more..." / "Another important point is..." |
Заключение |
30 сек |
Подведение итогов |
"In conclusion..." / "To sum up..." / "All in all..." |
Фразы-связки для логичной речи
Добавление информации:
• Furthermore / Moreover
• In addition to this
• What's more
• Besides / Apart from this
Противопоставление:
• However / Nevertheless
• On the other hand
• In contrast / By contrast
• Although / Despite
Примеры:
• For example / For instance
• Such as
• To illustrate this
• A good example of this is...
Заключение:
• In conclusion
• To sum up / To summarize
• All in all
• Taking everything into account
Диалог-расспрос
Типы вопросов и как правильно их задавать
Тип вопроса |
Структура |
Пример |
Когда используем |
Общий |
Auxillary + Subject + Verb? |
Do you like reading books? |
Да/нет ответ |
Специальный |
Wh-word + Auxillary + Subject + Verb? |
What books do you prefer? |
Конкретная информация |
Альтернативный |
...or...? |
Do you prefer fiction or non-fiction? |
Выбор между вариантами |
Разделительный |
Statement + tag question |
You like reading, don't you? |
Подтверждение/уточнение |
Аудирование: развиваем понимание на слух
Стратегии прослушивания
Первое прослушивание: на что обращать внимание
- Общий смысл: О чём говорят? Кто участвует в разговоре?
- Настроение и тон: Формальная или неформальная обстановка?
- Ключевые слова: Часто повторяющиеся термины и фразы
- Структура: Сколько человек говорит? Есть ли части или разделы?
Второе прослушивание: техника детализации
Во время второго прослушивания фокусируйтесь на конкретных деталях, которые помогут ответить на вопросы. Заранее прочитайте задания и подчеркните ключевые слова в вопросах. Это поможет вам "настроить ухо" на нужную информацию.
Техника SMART для аудирования:
- S - Scan (сканируйте вопросы перед прослушиванием)
- M - Main idea (определите основную идею в первый раз)
- A - Active listening (активно слушайте детали во второй раз)
- R - Relevant information (отмечайте только релевантную информацию)
- T - Transfer answers (аккуратно переносите ответы)
Типичные задания и подводные камни
Множественный выбор в аудировании
Главная ошибка в заданиях на множественный выбор - выбор первого услышанного варианта. Часто правильный ответ даётся через синонимы или перефразирование, а не дословно.
Основные подводные камни:
- **Дистракторы** - варианты ответов, которые звучат в записи, но не являются правильными
- **Синонимичные выражения** - правильный ответ может быть выражен другими словами
- **Отрицания и исключения** - внимательно слушайте "not", "except", "unless"
- **Числительные и даты** - часто дают несколько вариантов, правильный обычно последний
Системы самоконтроля и мотивации
Трекер прогресса
Еженедельный план занятий с отметками
День недели |
Навык |
Задания |
Время |
Выполнено ✓ |
Понедельник |
Грамматика |
Времена глаголов - 15 упражнений |
30 мин |
☐ |
Вторник |
Лексика |
10 новых слов + фразовые глаголы |
25 мин |
☐ |
Среда |
Аудирование |
2 аудиотекста с заданиями |
35 мин |
☐ |
Четверг |
Чтение |
1 текст + анализ незнакомых слов |
40 мин |
☐ |
Пятница |
Письмо |
Личное письмо или эссе |
45 мин |
☐ |
Суббота |
Говорение |
Монолог + диалог с записью |
30 мин |
☐ |
Воскресенье |
Повторение |
Анализ ошибок недели |
20 мин |
☐ |
Работа с ошибками
Дневник ошибок: как правильно вести
Формат записи ошибки:
- Дата: 15.11.2024
- Тип задания: Грамматика - условные предложения
- Неправильный ответ: "If I will have time, I will call you."
- Правильный вариант: "If I have time, I will call you."
- Правило: В условных предложениях I типа в if-части используется Present Simple
- Дополнительные примеры: If it rains, we will stay home.
- Статус: ☐ Повторить ☐ Закреплено ✓
Поддержание мотивации
Игровые элементы в изучении языка
Система уровней:
• Новичок (0-100 очков)
• Ученик (100-300 очков)
• Знаток (300-600 очков)
• Эксперт (600+ очков)
Ежедневные задачи:
• 10 новых слов = 10 очков
• 1 упражнение = 5 очков
• Безошибочный тест = 20 очков
• 7 дней подряд = 50 бонусных очков
Достижения:
• "Полиглот" - 500 новых слов
• "Грамотей" - 0 ошибок в 10 тестах
• "Упорный" - 30 дней занятий подряд
• "Говорун" - 50 записей устной речи
Ресурсы для дополнительной практики
Бесплатные онлайн-материалы
Проверенные сайты с упражнениями
- Perfect English Grammar - подробные объяснения грамматических правил с примерами
- ESL Games Plus - образовательные игры для изучения английского языка
- News in Slow English - новости на медленном английском для развития аудирования
- Cambridge English - официальные тренировочные тесты и материалы для подготовки
Работа с учебником
Как эффективно использовать школьный учебник
Многие ученики недооценивают возможности школьного учебника, используя его только для выполнения домашних заданий. На самом деле, правильная работа с учебником может значительно повысить эффективность изучения языка.
Алгоритм работы с новым разделом учебника:
- Предварительный просмотр (3 мин) - изучите заголовки, картинки, выделенные блоки
- Словарная подготовка (5 мин) - выпишите и переведите новые слова
- Активное чтение (10 мин) - читайте с карандашом, делайте заметки
- Практические упражнения (15 мин) - выполните все задания, даже необязательные
- Самопроверка (5 мин) - перескажите основные моменты без подсказок
Подготовка к поступлению в 10-11 класс
Какой уровень английского нужен для профильного класса
Профиль класса |
Требуемый уровень |
Ключевые навыки |
Рекомендации для подготовки |
Гуманитарный |
B1+ (Upper-Intermediate) |
Эссе, анализ текстов, дискуссии |
Упор на письмо и говорение |
Лингвистический |
B2 (Upper-Intermediate) |
Свободное говорение, перевод |
Активная разговорная практика |
Социально-экономический |
B1 (Intermediate) |
Понимание специальных текстов |
Изучение бизнес-лексики |
Универсальный |
A2+ (Pre-Intermediate) |
Базовые навыки всех видов речевой деятельности |
Равномерное развитие всех навыков |
FAQ
Сколько времени нужно заниматься английским в день для подготовки к ОГЭ?
Оптимальное время - 30-45 минут ежедневно. Это позволяет поддерживать концентрацию и не перегружает мозг. Лучше заниматься каждый день по полчаса, чем раз в неделю по 3 часа.
Какие темы самые сложные в программе 9 класса?
Наибольшие трудности обычно вызывают условные предложения, страдательный залог, фразовые глаголы и словообразование. Эти темы требуют особого внимания и дополнительной практики.
Как преодолеть страх говорения на английском?
Начинайте с записи коротких монологов на диктофон. Постепенно увеличивайте время и сложность. Помните: ошибки - это нормально, главное - начать говорить. Практикуйтесь перед зеркалом и с друзьями.
Нужно ли изучать британский или американский вариант английского?
Для ОГЭ подходят оба варианта, но в российских школах традиционно изучают британский английский. Главное - быть последовательным в использовании выбранного варианта (не смешивать spelling и произношение).
Что делать, если не хватает времени на подготовку к экзамену?
Сосредоточьтесь на самых важных темах: времена глаголов, базовая лексика по темам кодификатора, алгоритмы выполнения заданий. Используйте экспресс-план подготовки из нашей статьи.
Как лучше запоминать новые слова?
Используйте метод интервальных повторений: повторяйте новые слова через 1 день, 3 дня, неделю, месяц. Создавайте карточки с примерами предложений, а не просто переводом. Связывайте слова с яркими образами.
Стоит ли заниматься с репетитором или можно подготовиться самостоятельно?
Самостоятельная подготовка возможна при высокой мотивации и дисциплине. Репетитор полезен для исправления ошибок в произношении, проверки письменных работ и психологической поддержки. Групповые курсы - компромиссный вариант.
Какой минимальный балл нужен для поступления в профильный класс?
Минимальные требования различаются по школам, но обычно для гуманитарных профилей нужно 4-5 баллов по ОГЭ (60-85% выполнения), для лингвистических - не менее 5 баллов (85%+). Уточняйте требования в конкретных школах.